Нескончаемые благодарения и хвала принадлежат Всевышнему Аллаху и мы восхваляем Его, обращаемся к Нему за помощью и просим о прощении наших грехов. Прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел…
Община мусульман! Имеется много признаков, свидетельствующих о приближении Конца света и Судного дня, и одним из этих признаков является потеря доверия: вера и верность будут покидать человеческие сердца, не останется доверия между людьми.
Наш высокочтимый Пророк صلى الله عليه وسلم говорит: «Когда будет утеряно доверие, ожидай наступления Судного дня!». – Как оно будет утеряно? – спросили его и он ответил: «Когда правление делами будет доверено недостойным людям, жди наступления Судного дня». (Бухарий).
Потеря доверия может иметь место как в выполнении долга перед Аллахом, так же в выполнении обязательств перед людьми. Короче говоря, если ты неукоснительно не выполняешь свои обязательства при любых обстоятельствах, то теряешь доверие.
Свидетельством того, что верность должна присутствовать во всех делах религии являются слова благородного Пророка صلى الله عليه وسلم: «У лишенного доверия нет веры». (аль-Бейхакъий. Хадис: хасан).
К примеру, если ты пообещал что-либо Аллаху Тагьаля посредством обета или клятвы, а затем нарушил свое обещание – это значит, что ты теряешь доверие, твой аманат неполноценный.
Более того, в священном Коране приводится, что у человека, поступающего таким образом, в сердце может появиться лицемерие. А вера и лицемерие не могут ужиться вместе в одном сердце.
Ты заключил договор с Аллахом Тагьаля, свидетельствовать о Его единственности, служить Ему Одному и быть Его рабом. И если допускаешь долю неискренности в исповедании Его единственности, тем самым ты нарушаешь доверие.
Становясь на намаз, ты выражаешь намерение совершить его искренне только ради Аллаха. А когда во время намаза у тебя в голове вертятся посторонние мысли, получается , что ты не смог сохранить доверия.
Стороннему наблюдателю кажется, что ты поклоняешься Аллаху, стоишь перед Ним как раб, а на деле ты и не думаешь об Аллахе, все твои мысли заняты мирскими делами, сердце твое блуждает где попало. И можно ли говорить после этого, что ты выполнил свой аманат относительно намаза?
Если в делах торговых ты что-то обещаешь своему брату мусульманину и не выполняешь своего обещания, то ты лишен аманата.
В отношениях между супругами имеются многие моменты, когда они доверяют друг другу какие- то тайны. И когда один из них, не имея воли держать язык за зубами, делает эту тайну достоянием публики – он теряет доверие.
«В Судный день Аллах сочтет самым большим вероломством тот факт, когда муж доверяет жене свою тайну, и жена доверяет мужу свою тайну, после чего они ходят и рассказывают посторонним о том, что было доверено им». (Муслим).
К примеру: один из супругов говорит о каких-то недостатках или же сообщает о достоинствах, которые следует скрывать от людей.
Ибн аль-Малик говорит: «Все, что происходит между супругами, а так же, все слова, сказанные ими, являются аманатом и в случае, когда один из них доносит до другого человека то, что может не понравиться супругу – он теряет доверие».
Один мужчина поделился с присутствующими рядом с ним о своем намерении дать развод своей жене. «А в чем причина?» — поинтересовались у него. – Как же я могу говорить с вами о недостатках супруги, с которой я еще живу?! – ответил он и больше не проронил ни слова.
А когда уже после развода спросили его: — Почему развелся с женой? – он ответил: — Эта женщина стала для меня чужой, так как же я могу обсуждать с вами недостатки посторонней мне женщины?
Так и должно быть. Когда все хорошо складывается, ты не делишься этим добром с другими. А если дела пошли не так, ты начинаешь жаловаться всем, рассказываешь обо всем без утайки. Согласись, что это не умно и некрасиво!
Другое дело, когда дело требует разбирательства и появляется необходимость говорить открыто, но и в этом случае с этими проблемами надо обращаться к компетентным и мудрым людям, способным дать правильное толкование.
А что нам говорит Аллаху Тагьаля: «Не любит Аллах разглашения о зле в слове, если не от того, кто обижен». (ан-Нисаа, 148).
Да наделит нас Аллах совершенными знаниями, чтобы мы смогли понять ценность доверия. Пусть Аллах наделит нас мудростью, чтобы мы могли сберечь доверие. И да удостоит Он нас почтением в обоих мирах за сохраненное доверие!