Вся слава и хвала принадлежат только Аллаху Единому. Ему мы возносим наши славословия, надеемся на Его милость и помощь. Прибегаем к Нему с просьбой хранить нас от зла наших душ и зла, содержащихся в наших деяниях.
Никто не в силах сбить с прямого пути того, кого направил Аллах, Субхьанаху уа Тагьаля, и никто не в силах помочь тому, кого не облагодетельствовал Аллах.
Нет Бога кроме Аллаха, а благородный Мухаммад – раб Его и Посланник. Мы все свидетельствуем об этом.
Самое верное слово – это Слово Аллаха, самый верный и прямой путь – это путь, указанный благородным Пророком صلى الله عليه وسلم. Самое плохое из деяний – это новшества, противоречащие Сунне. Все подобные новшества являются бидгьой , всякая бидгьа приводит к заблуждению, а каждый заблудший приходит к огню Ада.
Община мусульман! Давайте все вместе послушаем один их хадисов благородного Пророка صلى الله عليه وسلم. Вот что он нам говорит: «Держитесь самой прямой дороги, или будьте поблизости от неё, и знайте, что только одни деяния не введут вас в Рай, из всех деяний Аллах больше всего любит пусть и небольшие, но постоянно выполняемые дела». (Бухарий и Муслим).
В этом достоверном хадисе заключено много смысла, можно даже сказать, что он охватывает все принципы религии. Но сегодня мы хотим остановиться на нашем отношении к выполняемым нами обрядам религии; что как бы много мы не поклонялись, нельзя гордиться собой; и одни благие деяния не приведут нас к блаженству Рая; что мы должны уповать на Аллаха Тагьаля и надеяться на Его милость.
Выдающийся ученый-богослов Мутъарриф (да будет милость Аллаха над ним) говорил: « Я предпочитаю проснуться утром сожалея о том, что проспал добровольные ночные молитвы, чем долго и усердно молиться ночью и от этого утром чувствовать себя самодовольным!».
Можно ли быть самодовольным и зазнаваться, когда ты не ведаешь, каким будет твой завтрашний день; не знаешь, в каком состоянии ты будешь в момент, когда тебя настигнет смерть? Никто ведь не гарантирует тебе хорошего исхода, так чем гордиться, где основания для того, чтобы возноситься?
Может быть ты сегодня богат, но кто знает, не станешь ли ты завтра бедняком? Ты можешь обладать высокими умственными способностями, но со временем с головой может что-то случиться; ты можешь потерять даже ту веру, которой гордишься сегодня.
Бишр ибн Мансур (да будет милость Аллаха над ним) – был одним из тех людей, глядя на которых вспоминаешь об Аллахе и Судном дне. Однажды днем, когда он исполнял продолжительный намаз, к нему пришел по делу один мужчина. Через некоторое время Бишр заметил его, и после завершения намаза, обратился к нему со словами: «Не удивляйся тому, что ты увидел меня сегодня молящимся столь долгое время, и не думай, что это такое уж выдающееся деяние; посмотри, каков конец проклятого Аллахом Иблиса, который столь долго поклонялся Ему в числе ангелов!!».
Тщеславие – это тяжелый недуг, она может погубить человека. Болеющий этим недугом человек не пронесет хвалу и славу мимо себя, чтобы вознести их Аллаху, он будет сам возвышаться, возвеличиваться, гордость будет властвовать над ним.
Гьайшу (да будет Аллах ею доволен) спросили: «При каких случаях можно считать человека плохим?». «Как только он сам себя признает хорошим человеком, тут же можно отнести его к плохим», — ответила она (да будет Аллах ею доволен).
Из высказываний Ибн Таймийе (да будет милость Аллаха над ним) явствует, что показуха и зазнайство в человеке взаимосвязаны и есть даже что-то общее между этими проявлениями характера: лицемер придает Аллаху в сотоварищи кого-то другого, а гордец выступает в этой роли сам.
Кто болеет показухой не следует аяту: «Тебе мы поклоняемся», а гордец не выполняет аят «(Тебя мы просим о помощи), полагаясь на себя, и приписывая себе все заслуги.
Следующий хадис показывает насколько опасно положение тщеславного человека: «Шел по дороге человек, гордясь красотой своих волос и одеяния, и Аллах повелел ему провалиться сквозь землю, и до Судного Дня он будет, извиваясь протискиваться сквозь пласты земли». (Бухарий и Муслим).
Если вы спросите, в чем причина зазнайства, гордыни человека — можно смело сказать – самая главная причина – это невежественность. Невежда не осознает себя, не понимает, кем он является, ему не ведомо, откуда взялось то, чем он владеет. Потому он и препирается.
В этом вопросе многое еще зависит и от окружения. Когда находящиеся рядом постоянно хвалят и оправдывают все поступки человека, он, конечно, может возгордиться.
Это свойство характера может быть и у человека, не любящего размышлять. Иначе, если бы человек сел и обстоятельно поразмыслил о себе самом, вместо гордости он всю жизнь мучился бы угрызениями совести.
Пусть каждого из нас Аллах убережет от такого недуга, да одарит Он нас высокой нравственностью. Да научит Он нас украшать религию своим поклонением и пусть вера наша станет нам украшением!