Община мусульман! Нет сомнения в том, что человек может сказать, что он по настоящему религиозен только в том случае, когда его слова, мысли и дела не разнятся.
Это одна сторона дела. С другой стороны религия – это не только то, что ты произносишь языком, и не только то, над чем ты трудишься телом – религия — это сама жизнь, умение жить, общаться с людьми, манера говорить, ходить.
Кроме того различные религиозные обряды, которые мы исполняем, не есть просто застывшие, бессмысленные телодвижения. В каждом виде поклонения заключен особый смысл и если мы этого не ощущаем в своей практике, это значит, что наше служение не без изъяна.
Возьмем нашу молитву-намаз. В священном Коране говорится, что молитва предотвращает совершение дурных и непристойных поступков. И если ты, несмотря на то, что совершаешь молитву – один из наиважнейших обрядов, предписанных Исламом, допускаешь, чтобы твои деяния были неблаговидными, нечистыми – не сомневайся в том, что твое служение оставляет желать много лучшего. Это относится и к другим видам поклонения.
Верующий человек не станет говорить одно, а делать другое. Того, что он не может позволить себе при свидетелях, он будет остерегаться и наедине с собой. Услышав о благом, приятном деле, прежде всего он это принимает на свой счет и следует доброму примеру, а затем начинает размышлять, как бы и других призвать к этому добру.
Вот это и является истинным призывом и увещанием. Нет недостатка в тех наставниках, которые охотно делятся сладкоречивыми поучениями, однако, надо поискать тех, у кого дела не расходятся со словами, кто чист как снаружи, так и внутри.
Человек, обладающий таким совершенством, даже не прибегая к словам, призывает к религии своим добрым примером, высокой нравственностью, он притягивает к себе людей словно магнитом.
Именно таким был наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Невозможно найти более яркого примера, чем его благословенная жизнь! Ему удалось в течение только двадцати трех лет донести ценности Ислама до стольких народов и племен, и они приняли эту религию. И это во многом благодаря тому, что жизнь его была правдива, чиста, слова его не расходились с делами, он жил, не отрекаясь от сказанного и содеянного.
А знают ли и чувствуют ли те, кто говорит одно, а делает совсем другое, что отягощают себя двойным грехом?! Один грех за то, что они ведут двуличную жизнь, а другой за то, что они своим примером отворачивают сердца людей от религии.
Если ты, называя себя мусульманином, не придерживаешься принципов религии, что могут подумать о тебе окружающие? — «Если бы в этой религии было благо, он опережал бы всех в верности ей, поступал бы в соответствии своих слов, чтобы не упустить пользу. А раз не выполняет предписания религии, значит та «грязь» в которой мы обитаем лучше, иначе он не предал бы свою веру и не стал бы соучастником в наших делах», — скажут они.
О, ты поучающий других, позабыв о себе, Не лучше ли было самому обучиться?! Ты ищешь снадобья от недуга больных, А ведь ты сам болен, подумай о себе, — говорит Абул-Асуад-Дуалий.
Передает сын Зейда Усама (да будет Аллах им доволен), что он слышал от благородного Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Приведут одного человека и бросят его в Огонь…. Там он будет ходить по кругу, как ишак бродит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: О, такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому, и не запрещал нам неодобряемое? Он скажет: «Да. Я призывал к благому, но не выполнял это сам; я запрещал вам неодобряемое, а сам делал его», — скажет этот человек». (Бухарий и Муслим).
Здесь следует отметить, что этот человек подвергается наказанию не из-за того, что он призывал к добру и остерегал от зла, а потому, что сам не следовал тому, к чему других призывал.
И поистине это большое несчастье, желая другим добра, самому оказаться в убытке, пытаясь спасти других, самому погибнуть.
Выдающийся ученый Ибн аль-Джаузий (да будет милость Аллаха над ним) пишет: «В собраниях, где я проповедовал, более двухсот тысяч человек принесли покаяние, и более двухсот человек приняли религию Ислам».
Далее он добавляет: «В один из дней я готовился к проповеди, а вокруг меня сидели более десяти тысяч человек. Каждый из них был взволнован душевно, а на глазах у них выступали слезы. И здесь я сказал самому себе: «Как ты смотришь на то, что они все спасутся, а ты станешь обитателем Ада?!».
Затем я в страхе про себя обратился к своему Господу: — О, мой Бог, о, мой Господин, если Ты предопределил мне завтра вкусить Твое наказание, прошу Тебя, пусть об этом никто не узнает. Я прошу об этом не ради себя, а ради святости Твоего Имени, чтобы они не сказали: — «Он наказал того, кто призывал к Нему людей».
Пусть Аллах убережет нас от зла сказанного и услышанного. Да не окажемся мы среди тех, кто несет людям добро в убыток себе самому. Да простит нам Аллах прошлые прегрешения, и да не лишит Он нас в будущем Своего Милосердия!