Язык сайта

Адыгэбзэ  Русский

Бескорыстная забота о благополучии других

10.04.2014
Просмотров 3 465
MP3-русский (2.95 Мб)

Община мусульман! Эта прекрасная религия, адептами которой мы с вами являемся, вся соткана из высочайшей нравственности. С каждым разом, когда мы избавляемся от каких-то изъянов в своем характере, а затем вбираем в себя похвальные качества, наше поклонение становится более совершенным.  Это дает нам возможность дойти до такой степени духовной зрелости, на которой можно  получить довольства Всевышнего Аллаха. Это дает нам надежду на то, что в Судный День мы окажемся рядом с нашим благословенным Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует).

В предыдущей  хутбе, если вы помните, мы затрагивали одну из нежелательных черт характера, речь шла об эгоизме: когда человек ставит свои личные интересы выше общественных. А сегодня мы хотим поговорить о свойстве, имеющем диаметрально противоположное значение, а именно: умение ставить интересы ближних нам людей выше своих собственных.

Это – свойство пророков, испокон веков все праведные люди придерживаются этого нравственного стиля жизни. Однако таких высот духовной зрелости способны достичь только единицы. По этой причине в Священном Коране особо выделяются имена тех, кому посчастливилось таким образом  изменить свой внутренний мир.

Трудиться для того, чтобы твой брат мусульманин смог отдохнуть, отказать себе в чем-нибудь, для успешного завершения дел твоего брата по вере, доставить радость своему брату, если даже при этом ты сам лишаешься этой радости, и кроме всего этого суметь отдать свою жизнь ради спасения своего брата. Воспитание в себе подобных качеств – далеко не легкая задача.

Наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) является  примером нравственности для всех людей. Все эти качества проявились в его благословенной жизни самым совершенным образом. А как могло быть иначе, если Великий Аллах охарактеризовал его в Коране словами: «Поистине — ты обладатель великого нрава!».

. Однажды наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел к людям в длинной рубашке, которая была ему подарена. Один из присутствующих мужчин обратился к нему с просьбой: -О, посланник Аллаха, подари, пожалуйста, мне эту рубашку!,  —  «Хорошо!» — сказал он (да благословит его Аллах и да приветствует). Через некоторое время он вернулся в свою комнату и послал сложенную рубашку тому мужчине. 

Люди стали порицать этого человека, говоря ему: — Ты нехорошо поступил, прося у него рубашку, он же нуждался в ней. Ведь ты знаешь, что он никогда не отказывает просящему. Однако мужчина не признал себя виновным, поскольку считал свою просьбу обоснованной. – Уаллахи, — сказал он, — я попросил эту рубашку для того, чтобы она послужила мне саваном после моей кончины, а не для другой цели. И действительно, эта рубашка стала саваном для него. (Бухарий).

 А какие взаимоотношения были между праведными сахабами?! С первого дня принятия Ислама  и до конца дней своих они не переставали интересоваться: «а не обделены ли наши братья тем, что мы имеем, доступно ли для них то, чем мы пользуемся?!».

За этими примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить, что когда сахабы переселялись в Медину, как тамошние сахабы встречали их! Среди них нашлись такие люди, что говорили:  мой дом – твой дом, мое имущество – твое имущество. Более этого,  мужья, имевшие двух жен, предлагали им на выбор одну из своих супруг, чтобы развестись  с ней, и он смог бы жениться на ней. Об этом упомянуто в Священном Коране нашим Великим Господом.

Ибн Гьумар (да будет Аллах им доволен) предает: — Одного сахаба угостили бараньей головой. Он подумал, что семья его брата по вере больше нуждается в этом, и отправил угощение ему. А тот в свою очередь переправил третьему, и таким образом, эта голова вернулась к первому сахабу,  пройдя через семь семей. Вот таким образом они заботились друг о друге.

А какой удивительный пример имел место в битве при Ярмуке?! Находящийся при смерти сахаб, мучимый жаждой, передал воду лежащему рядом раненому бойцу, а тот  отдал воду третьему, так они и погибли, думая о ближнем своем больше, чем о себе.

— Айша рассказала: ‘Однажды ко мне пришла одна очень бедная женщина с двумя дочерьми на руках и попросила поесть. Я каждой из них дала по финику. Когда женщина собралась положить свой финик в рот,  дети попросили у нее этот финик. Она разделила его пополам и отдала дочерям. Это меня очень восхитило, и я рассказала об этом посланнику Аллаха, на что он сказал: Воистину, за это Всевышний Аллах обязательно введет ее в Рай и освободит от Ада‘. (Муслим). 

И в следующих поколениях таких примеров было немало.  Был даже случай, когда человек пожертвовал своей жизнью, для того, чтобы спасти ученого богослова. Тиран Хаджджадж отправил убийцу на розыски Ибрахима Нахъагия. Когда убийца пришел и сказал, что он разыскивает Ибрахима, Ибрахим Теймия сказал: — Я и есть Ибрахим – и отдал свою жизнь. (Да обрадует Аллах его Раем).

И в наше время, и даже в нашем регионе имеются братья и сестры, которые подают похвальные примеры. Некоторые могут делиться даже частями (органами) тела. Да благословит их Аллах, и да воздаст им за их благие деяния.

Пусть Аллах наделит нас высокой нравственностью, и очистит нас от дурных качеств! Пусть Аллах укрепит и украсит веру в наших сердцах! Пусть Аллах отвернет наши сердца от неверия, лицемерия и непослушания!