Мусульманин все свои действия и даже все свои чувства, сверяет с предписаниями своей религии. В зависимости от того, что является поводом для выражения своих эмоций, человек — то радуется, то его одолевает печаль. Однако, чувство радости не всегда бывает уместным, поэтому надо быть осторожным.
Я предлагаю обратиться нам всем вместе к аятам Корана и к хадисам. Посмотрим, что говорится в них по поводу выражения радости и сверим свое состояние с тем, что рекомендуют нам эти источники согласно мусульманскому адабу.
«Постящийся радуется дважды: когда он разговляется, то радуется своей трапезе, а когда он встретится со своим Господом, то возрадуется своему посту», — говорит нам Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم (Бухарий и Муслим). Вот это образец благословенной радости и хороший повод для ее выражения.
Когда Аллах вдохновляет верующего на хорошие дела и он, совершив благодеяние, радуется этому, то это хорошо. Это свидетельство о вере человека. «Только верующий радуется совершенным благодеяниям и огорчается от своих прегрешений», — говорит нам Пророк صلى الله عليه وسلم. (Тирмизий).
Примером для уместной радости может служить отношение сахабов к высказыванию Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم: «Человек будет с тем, кого он любит». (Бухарий и Муслим). Когда они услышали эти слова, было видно, что они рады им как никогда – настолько они были им приятны.
Анас (да будет Аллах им доволен) говорил по этому поводу: «Я люблю и Пророка صلى الله عليه وسلم, и Абу Бакра, и Гьумара. И надеюсь, что в силу своей любви к ним буду в их обществе, хоть я и не совершил столько, сколько совершили они!».
Хорошим поводом для радости так же может быть известие о том, что Аллах, Субхьанаху уа Тагьаля, открыл кому-то сердце, и он стал мусульманином. Абу Хурайра призывал свою мать к Исламу, когда она была многобожницей, а она упорно отказывалась. И когда она произнесла слова шахады, Абу Хурайра заплакал от радости!
Признаком веры человека является проявление радости по поводу того, что у кого-то из мусульман умножилось богатство, или он женился, или родился у него ребенок, или получил хорошее образование или какая-то другая удача улыбнулась ему по воле Аллаха. Со всеми этими событиями следует поздравить его. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будете желать своему брату того же, что желаете самому себе», — говорит нам наш благородный Пророк صلى الله عليه وسلم. (Бухарий и Муслим).
Когда в мирской жизни ты получаешь какое-то благо дозволенным путем, не возбраняется радоваться этому, особенно тогда, когда это благо служит твоей религии:
Благородный сахаб Гьамр ибн Салама был из числа бедных сподвижников. Однажды для него была сшита длинная рубашка для намаза, чтобы он надевал ее во время молитв, будучи имамом. Тогда он рассказывал: «Я никогда не радовался ничему другому, как был рад этому подарку». (Бухарий).
Радовался Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم также признакам, обещающим дождь – будь то тучи или порывистый ветер. (Бухарий и Муслим).
Можно радоваться тому, что ты был прав, когда подтверждается, что то, что было сказано или сделано тобой, было истиной. К Ибн Масгъуду (да будет Аллах доволен им) как-то обратились со сложным вопросом, над которым он долго думал и все не мог найти правильного решения. Однако, люди не отставали от него, и он поделился с ними своим видением этой проблемы. Но впоследствии он был очень рад, когда ему сообщили, что есть хадис, в точности подтверждающий сказанное им по поводу этого дела. (Тирмизий).
Хорошо радоваться успехам своих детей, особенно когда они выделяются из общей массы своими знаниями:
Однажды благородный Пророк صلى الله عليه وسلم спросил у сахабов название какого-то дерева. Ибн Гьумару было известно это дерево, но он был скромным и постеснялся ответить. Когда его отец (Гьумар) впоследствии узнал об этом, сказал сыну: «Если бы ты дал ответ, мне это было бы приятнее, чем то-то и то-то!». (Бухарий и Муслим).
Община мусульман! Но есть другие моменты, когда радость неуместна, более того, даже запретна. К примеру, когда кто-то преступает границы дозволенного, и не скрывает своей радости от этого, это достойно порицания. Или же когда обманывают людей, а потом еще смеются над ними. В Коране приводится, что таким скверным свойством обладают люди Писания: они любят, когда их благодарят и восхваляют за то, чего они на самом деле не делали. И их за это ожидает болезненное наказание — подчеркивает Аллаху Тагьаля.
Есть и такие люди, которые кичатся сегодня своим богатством и успехами, вместо того, чтобы вознести хвалу и славу Аллаху Тагьаля за то, что имеют. Да, сегодня они радуются, но они далеко не уедут, завтра эта радость сменится печалью, потому что Аллах не любит проявление подобной радости. Примером этому служит предание о Каруне в Коране.
В том случае, когда у тебя вызывают приятные чувства неудачи мусульман, когда лично их настигают неприятности, создаются проблемы, связанные с религией, имуществом, или другими сферами жизни, радость становится запретной. Более того, после этого ты не достоин даже носить имя мусульманина.
Так же радость неуместна по поводу завершения какого-то обряда поклонения. К примеру, когда завершается месяц поста, или молитва закончилась. Это является признаком лицемерия.
Все перечисленное выше – это всего лишь примеры. Этим мы хотели показать, что нельзя жить так, как заблагорассудится кому-то. При всех обстоятельствах, будь то радость, или печаль, или какие-то другие размышления – мы обязаны прежде всего спросить себя: «А будет ли этим моим деянием доволен Аллах, А не вызовет ли это Его гнев»?
Мы молим Великого Аллаха, чтобы Он сделал нас общиной, достойной его довольства! И пусть ОН поведет нас прямым путем, и охранит нас от Своего гнева! О, Аллах, помилуй нас и причисли нас к тем, кого Ты облагодетельствовал!