Община мусульман! В книге имама Муслима есть хадис, переданный Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, перечень его дел закрывается (прекращаются вознаграждения за добрые дела) кроме как в следующих трех случаях: это – непрекращающаяся садака; знания, которые продолжают приносить пользу другим; воспитание добродетельных детей».
Этим хадисом благочестивый Пророк разъясняет нам, что для человека сразу же после смерти закрываются источники наград. Он покидает мир, который был ему дан для испытаний и оказывается в мире, где увидит оценку всем своим деяниям.
Это значит, что жизнь прожитая в этом мире, определяет, на что мы можем рассчитывать в будущем мире. Благополучие в загробной жизни обусловлено нашими деяниями на земле.
Брат мой, нет ни одного покойника, находящегося в могиле, который не завидовал бы твоим возможностям, твоему времени, твоей жизни, которая еще продолжается. После смерти души тех, чья жизнь прошла в вере и добродетели сожалеют о том, что они не достигли более высокого духовного уровня. Души плохих людей мучаются в страданиях за свои грехи, но уже ничем не могут себе помочь.
Вот один из интересных преданий: некоторых умерших видели во сне и они сказали: «здесь мы знаем о важности поступков, но уже не можем совершить какое-либо дело, и среди живущих хорошие люди знают об этом, но все равно делают мало. Клянусь именем Аллаха, что один тасбих, записанный в нашей книге поступков дороже нам, чем мир и все, что с ним связано.
В связи с этим порицается желание смерти, так как с наступлением смерти прекращаются благие дела, закрываются пути вознаграждения за них.
В книге того же Муслима есть хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах): Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказавшись в каком-либо затруднительном положении, не желайте смерти. Если верующий умер, закончились его дела. Ибо жизнь верующего не прибавляет ему ничего кроме блага».
Но смерть неизбежна. Каждая душа вкусит смерть. Но, несмотря на неизбежность ее, Аллах по своему безграничному милосердию дает нам возможность получать вознаграждение, находясь в Барзахе.
Одна из этих возможностей – это так называемая «постоянно текущая садака». Примерами такой садаки служат пожертвования на строительство мечетей; имущество, оставленное в пользу нуждающихся, бедных, сирот. К примеру: оставляешь фруктовый сад без права продажи и дарения и повелеваешь плоды этого сада распределять между бедняками, сиротами и вдовами.
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал в адрес сахабов, которые хорошо поняли значение постоянно текущей садаки: «Будь то мухаджир или ансар, я не знаю ни одного из них, кто бы не оставил после себя непрекращающейся садаки». (Аль-Хъассаф, «ахькам аль-аукаф).
Как-то Гумар (да будет доволен им Аллах) получил богатство, которого у него никогда не было и он пошел посоветоваться с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) как можно наилучшим образом использовать его. Благочестивый Посланник посоветовал ему оставить это имущество в виде Вакфа. Иначе говоря, Вакф – это имущество, предназначенное для пользования в общественно полезных целях, доходы от которого расходуются на пути Аллаха.
Назначения вакфа могут быть различными. Например: печатание и раздача религиозных книг; строительство дорог; обеспечение людей водой и др.
Другая возможность, увеличивающая продолжение жизни – это оставить знания, полезные для людей. Самыми ценными являются религиозные знания, основанные на Коране и Сунне.
Для того, чтобы оставить знания необходимо обладать ими. Чтобы достичь такой благородной цели надо неустанно накапливать эти знания. Затем их надо передать людям, писать книги. Таким образом, твое имя останется в истории, и ты будешь «проживать» в Барзахе, пользуясь нескончаемой наградой за свой труд.
Слова скольких ученых, ушедших в мир иной, не сходят сегодня с нашего языка, они как буд-то живут среди нас. Каждый раз, упоминая их имя, мы просим для них о милосердии и довольстве Аллаха.
Сюда относятся так же установление в обществе новых позитивных поступков, призыв к добру, поощрение пожертвований.
О, Аллах! Позволь нам извлечь пользу из услышанного! Сделай нас мусульманами, усердствующими во благо будущей жизни!
Вторая хутба
Община мусульман! Третье условие, которое позволяет нам жить и после смерти – это дети, которым мы дали благое воспитание.
Если за тебя возносят ду*а воспитанные в религии дети – это, несомненно, достигает тебя и приносит пользу.
Обращение другого человека с мольбой за тебя тоже по воле Аллаха достигнет цели, но Бог делает акцент на мольбе детей, так как они постоянно будут помнить о тебе. И еще, когда просит сын или дочь – плоть от плоти – это равносильно тому, как буд-то ты просишь сам за себя.
Кроме того, это обстоятельство побуждает нас более вдумчиво и серьезно относиться к воспитанию детей. Только благое воспитание приносит счастье в этом и другом мирах.
Брат мой! Самое лучшее, чем ты можешь обеспечить своего ребенка – это не богатство большое, не должность высокая, а хорошее воспитание.
Если ты своему наследнику не оставил даже ни одной копейки, но воспитал его достойным образом, дал ему образование – значит ты сделал для него все. Но если ты оставил ему большое состояние в то время, как он не воспитан и не образован, то ты сослужил для него плохую службу.
Великий ученый ан-Науауий пишет по поводу этого хадиса: «Когда дети возносят мольбу за родителей, есть большая надежда, что Аллах примет её, т.к. сам Аллах Всевышний повелел детям просить за родителей: «Говори: Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». (17:24)
Итак, брат мой, не будь небрежным в мольбе за своих родителей. Молись и за живых и за ушедших. Если ты будешь обладать таким благим нравом, по воле Аллаха твои наследники будут поступать так же в отношении тебя. Аллах не губит благих деяний и ничего не забывает.