Община мусульман! Всевышний Аллах сотворил этот мир удивительным образом, в нем неразрывно связано одно с другим. К этому относится то, что Аллах не дал все блага одним, а распределил между людьми так, чтобы одни нуждались в других и по этой причине уважали друг друга.
Сказал Всевышний Аллах: «Мы распределили между ними средства к существованию в ближней жизни и возвысили одних из них над другими в степенях, чтобы одни из них брали других в услужение…» Украшения 32 аят.
Один обладает знаниями, но не владеет ремеслами, другой мастер в каком-то деле, но ему не даны знания. Знающие в свою очередь делятся на множество категории, мастера то же самое. Как говориться: «Не отправляется на тот свет никто, кто не хорош в чем-то.»
Кто создан для покорения знаний, тот имеет необходимые умственные качества и склонность в сердце, а кто создан для ремесел, или работы — имеет соответствующие физические данные. Счастливы те, кто понял свое предназначение и посвятил этому свою жизнь.
Если ты понял для чего создан, значит жизнь удалась, тебе самому будет легко и людям будет комфортно с тобой, но если ты не осознал это — тебе будет тяжко в этом мире, а с твоим уходом (смертью) люди почувствуют лишь облегчение.
«Разве мы созданы не для поклонения Аллаху?!»- может возразить кто-то. — Да, мы созданы для поклонения Аллаху, но мы должны правильно понять смысл слов: «поклоняться, служить».
Все мы обязаны верить в Единого и Всемогущего Аллаха и поклоняться только Ему, соблюдая фарды которые Он предписал. Всё это должно быть наивысшей основой в каждом из нас. Но речь не об этом сейчас, а о том, что сверх этого, о способах совершения благодеянии помимо обязательных.
Истинно верующий, мудрый и опытный, повидавший много на своем веку, один из ярких личностей Гьумар Ибн аль-Хаттӏаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если человек заметил, что какое-либо дело дается ему легко, пусть посвятит себя этому!»
Обладающие знанием, мудрые люди понимают значение этих слов, и строят свою жизнь согласно этой рекомендации. Если заметили, что какое-то дело удаётся им легче, они уделяют ему больше внимания, прилагая к нему больше усердия, развивают его и живут, получая от этого больше блага для самих себя.
А у тех, кто этого не понимает в голове творится хаос, а в делах беспорядок. Сегодня они затевают одно дело, а завтра не доведя его до логического завершения бросают и принимаются за другое дело. Вот так они играются со своей короткой жизнью.
Это касается и религиозных и мирских дел. Законы мироздания, которые установил Всевышний Аллах ни с кем не церемонятся. Одними добрыми помыслами мало что можно реализовать в жизни, хорошие намерения должны сопровождаться хорошими, реальными и правильными делами.
Взять, к примеру те же знания. Некоторым не хватает упорства, целеустремленности, когда они берутся за него. Сегодня они слушают одного шейха, а когда им это надоедает — ищут другого. Сегодня начинают читать одну книгу, она им приедается, не дочитав до конца, начинают читать другую.
Также дела обстоят и с профессией, с родом деятельности. Многие не могут усердно заниматься одним и тем же. Сегодня они начинают одно дело, завтра забрасывают и берутся за другое. Хотят в одночасье разбогатеть и мечутся от одного места к другому. Но, как правило, происходит то, что они остаются не у дел и пополняют ряды бездельников.
Чем-то похожи на это и дела поклонения. Существует много разных способов совершать благодеяния, но вряд ли получится участвовать одновременно во всем. К примеру: если ты любишь добровольные посты, это может ограничить твои добровольные молитвы. Если ты любишь добровольные молитвы, это может отразиться на чтения Корана…
Может быть и такое, что ты будешь немного разнообразить виды поклонения, но все же необходимо усердно заниматься чем-то одним, потому что не во всем ты можешь преуспеть.
Имам Малик, да будет доволен им Аллах, как мы знаем, наиболее известен своей ученостью. Ему была высказана претензия, что
он не уделяет должного внимания добровольному посту. Он ответил примерно так: «Подобно тому, как Аллах распределил ризкъ, Он распределил и виды поклонения. Одним Он даровал дополнительную молитву, но не дал дополнительный пост. Другим дал совершение милостыни, но не дал пост… Мне даровано знание — посредством этого я совершаю добродеяния, и если я буду соблюдать добровольный пост, это, на мой взгляд, отражается на моей трудоспособности в области знаний. А потому, давайте не будем друг другу предъявлять претензии, а займемся тем, что каждому из нас даётся лучше всего!»
Идентичный случай встречается в истории: один старец любил охотиться и этим добывать свое пропитание. Ему посоветовали, что мол хватит, сколько ты охотился, да и годы твои уже не те, а мы материально поможем, если что. -Нет, — возразил он, эту деятельность Аллах для меня сделал халяльной, да и привык я к ней и приноровился, не могу я её поменять на что-то другое. Ты должен быть там, где твое призвание! (или Ты должен заниматься тем, что тебе лучше всего даётся!) — сказал старец.
Да принесет нам пользу услышанное сегодня по воле Аллаха! Да достигнем мы того, в чем будет наше благо и да призовет Он нас к себе, когда мы будем заняты наилучшими делами!