Язык сайта

Адыгэбзэ  Русский

Паломники и те, кто мешает паломникам

31.08.2016
Просмотров 3 039

Приступаем к нашей проповеди, искренне восхваляя Аллаха Тагьаля. Благодарящий достоин еще большего и лучшего, а неблагодарный должен упрекать только себя, если его лишат благ, коих он удостоился от Наищедрейшего Аллаха. Свидетельствуем о Его единственности, свидетельствуем так же о пророческой миссии благородного Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Община мусульман! Через несколько дней, с дозволения Всевышнего, группа мусульман отправится в дорогу с благими намерениями совершить паломничество к святым местам. И нет более благородной миссии для любого верующего, чем отправиться в гости в Дом сотворившего тебя Аллаха Тагьаля.

Пусть они сегодня еще физически находятся здесь, но душой и помыслами своими все они уже там – в святых местах. И да поможет им Аллах и телами перенестись в Мекку и, выполнив свое благое намерение, вернуться в родные места.

Целью этой их поездки, ин ша Аллах, является совершение хаджа к Заповедному Дому – обряда, предписанного каждому мусульманину, у которого есть такая возможность, и они опасаются угроз Аллаха, потому что знают, что с них будет спрошено за ослушание. И это большое счастье.

Разве не счастье, вернуться домой чистым, безгрешным, словно омытый молоком?! Вот слова нашего благородного пророка (да благословит Аллах его и приветствует) об этом: «Совершивший хадж во имя Аллаха и, находясь там не злословил, не совершал запретных действий, вернется домой безгрешным как в день, когда его родила мать». (Бухарий и Муслим).

Исходя из этого, раньше существовал хороший обычай: вернувшегося из хаджа паломника посещали вскоре,  пока он еще не успел грехами оскверниться, и просили его вознести мольбу.

К сожалению сегодня немало тех, кто не  имеет возможности совершить хадж из-за отсутствия средств или здоровья, хотя они тоже имеют большое желание и мечтают о наградах за совершение столь важного обряда. Но им не стоит отчаиваться, Аллах не губит добрых намерений своих рабов и им будет воздано по их намерениям.

Здесь следует отметить еще один момент: все, что было сказано выше, относится к тем, кто отправляется в эти святые места, с намерением выполнить божественное предписание. Однако положение тех, кто отправляется в хадж, надеясь на дополнительную награду во второй и третий раз несколько иное.

В религиозной практике поклонения имеются некоторые обряды, которые чем чаще выполняются, тем больше пользы приносят и никому это не мешает в общем. Но и воздаяние за них принадлежит только исполнителю. Примером тому являются дополнительные намазы.

Есть и другие виды обрядов, которые приносят пользу не только исполняющему их, но и посторонним. Например, подавать милостыню. И чем больше милостыни подаётся, тем, как правило, лучше для подающего, и для того, кому подают. И, как говорят, нет расточительства в благом.

Но есть и другие способы заслужить награду, во время выполнения которых не то чтобы принести пользу кому-либо, а возникает опасность причинить другим много вреда. И это относится как раз к теме паломничества, о которой мы сегодня говорим.

При условии, что временной отрезок, отведенный на совершение хаджа, строго определен, и нет возможности сдвинуть его ни вперед, ни назад, а также места совершения обрядов хаджа обозначены четко, тут уже при всем желании не получается так, чтобы не нанести кому-то вреда.

Когда ты вынужденно,  по независящим от тебя обстоятельствам мешаешь кому-то, это одно дело. Так происходит, когда ты поехал в хадж в первый раз, чтобы выполнить свой долг перед Аллахом. Но если ты поехал, надеясь на дополнительную награду, и толкаешь и пинаешь там мусульман, какое может быть этому оправдание?!

Вот эти давки, в которых гибнет столько людей, как раз и происходят по вине тех, кто едет в хадж повторно, в третий и более раз. Когда находишься в таком огромном людском водовороте, исчезает ценность самого паломничества, не чувствуешь сладости столь важного обряда.

Чтобы поехать в хадж во второй и в третий раз, люди берут долги, а в некоторых случаях попрошайничают, достают фальшивые документы, оставляют семью, хотя она нуждается в них, а для иных хадж превратился в отдых и развлечение, или ездят туда-сюда, как челноки.

Некоторые оправдываются тем, что присутствие или отсутствие его единственного в такой огромной массе людей ничего не меняет.

Подобными словами могут оправдываться только эгоисты.  Неужели непонятно, что если каждый будет так говорить, то эти слова теряют всякий смысл.

Вместо этого эти деньги, предназначенные на поездку в хадж можно отдать нуждающимся людям как милостыню, или вложить в какое-то общественное дело. Или когда человек делает намерение отдать место, которое он бы занял  на Гарафате, в Муздалифе, Запретной Мечети – кому-то из людей, прибывших выполнить свой фард по хаджу – то воздаяние за это будет намного выше.

У имама Ахьмада (да будет милость Аллаха над ним) спросили: «Что лучше для человека по награде – сделать дополнительный хадж или этими деньгами помочь родным и близким? – Если родные и близкие нуждаются в этом имуществе, я считаю, что надо им отдать предпочтение. – ответил имам.

Дошло до нас предание, что Аль-Хьасан аль-Басрий  (да будет милость Аллаха над ним) сказал: «Я совершу хадж, я совершу хадж!, — говорят некоторые. — Ты совершил хадж, а теперь помоги родственникам и близким, избавь кого-то от тяжких забот, стань полезным соседу!».

Конечно, наш разговор не касается тех, кто едет в хадж со своей супругой или с родственницей в качестве махрама, или тех, кто сопровождает своих престарелых родителей и по другим подобным причинам. Но у большинства паломников нет никаких причин.

Нам следует хорошо поразмыслить над этой проблемой. Мы должны уметь уделять больше внимания первостепенным делам, научиться отдавать предпочтение тем видам поклонения, которые сулят наибольшую награду. Да заслужит каждый из нас довольство Аллаха.