Полной и всеобъемлющей хвалы достоин только наш Великий Господь, Создатель всего сущего. Призываем благословения на Мухаммада и приветствуем его — последнего посланника Аллаха.
Община мусульман!Одной из составных частей нашей религии является взаимное увещевание и поддержка между членами уммы и мы – пока теплится в нас жизнь – должны не уставая следовать этому принципу.
Сегодняшняя наша проповедь первая после окончания Рамадана, и следует поговорить о том, какие изменения появились в нашей повседневной жизни и в нашем богослужении. В этом плане следует обратить особое внимание на то, что разница между тем, какими мы были в Рамадане, и какие мы сейчас после Рамадана оказаласьочень большой.
Если в течение Рамадана мы не выпускали из рук Коран, то теперь может случиться так, что мы не вспомним о чтении Святого Писания на протяжении нескольких дней. В Рамадане мы постились целый месяц, и это не было тягостно для нас, а сейчас может быть, среди нас найдутся такие, для кого пост даже одного дня в течение всего месяца окажется непосильной ношей.
В Рамадане мы с легкостью исполняли тарауих-намазы, более того, последние 10 ночей мы оживляли еще и тахдджуд- намазами. Но теперь возможно найдутся такие рабы, для которых лень совершать молитву витр, не говоря уже о добровольных намазах.
Такова же участь и других видов поклонения. Если взять раздачу милостыни, мольбы, возносимые Аллаху, поминание Аллаха(хвала Ему), кормление бедняков – все подобные деяния заметно сократились.
Естественно, что Рамадан не похож ни на один из других месяцев, потому что месяц поста сам по себе нацелен на искреннее богослужение. К этому стоит добавить, что в этом месяце шайтаны привязываются, во время дневного поста душа (нафс) обуздывает свои желания, и верующие подбадривают друг друга.
Но, несмотря на это отличие, нельзя поворачивать вспять, прятать молитвенный коврик в дальний угол и предаваться бессмысленному времяпрепровождению.
После месяца поста у многих опускаются руки, и их богослужение сходит до отправления самых минимальных обрядов религии. Одной из причин такого состояния может быть то, что они сами хотят такого поклонения, у них не было намерения и после месяца поста продолжать активное богослужение, или хотя бы оставаться близко к подобному служению. Им и в голову не приходило, что после месяца поста они будут соблюдать еще добровольный пост или совершать добровольные молитвы…
Здесь следует подчеркнуть, что одной из главных ценностей поста является обретение в течение этого месяца должной богобоязненности и после этого, жить целый год до следующего поста, используя те добрые навыки, которые мы извлекли из прошедшего месяца.
Разве не поэтому говорит нам наш Великий Господь:«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь».
Но есть и иная причина, по которой наступает затишье в богослужении другой категории верующих. Эти желают и после окончания месяца поста уделять такое же внимание поклонению и добрым делам. Но зачастую они не имеют необходимых знаний для достижения этой цели, и в результате их намерения остаются невыполненными.
Сердца этих людей озарены истинной верой, и они пытаются не сокращать свои богослужения и после Рамадана. Однако, силы человека не рассчитаны на подобный объем и через некоторое время они тоже оставляют свое намерение.
Они уподобляются всаднику, который желая поскорее пройти путь, загоняет своего коня. В итоге он остается на полпути, и лишается коня.
Так какой выход тогда из положения? – спросите вы. А выход в том, что отправляясь в дорогу, надо четко представлять себе возможности своего коня. Точно также не следует возлагать на себя задач сверх того, что будет вам под силу.
Стоит также помнить, что необходимо испрашивать помощи у Аллаха Тагьаля. Без поддержки Аллаха не достигнешь ничего. Не будешь полагаться на него, останешься с обманутыми надеждами. Поэтому мы и говорим после каждого намаза:«О, Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя, и наилучшим образом поклоняться Тебе».(Ибн Хъузейма, Ибн Хиббан).
Более любимыми Аллахом являются те дела, которые совершаются постоянно, хоть они и малы, чем те большие дела, которые начинают исполнять, а затем забывают о них. – Когда у благородного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, «Какие дела наиболее любимы Аллахом?», он ответил: «Постоянно выполняемые, если даже они и малы!». (Бухарий и Муслим).
В связи с этим наибольшую пользу можно извлечь из того чтобы к занятиям, совершаемым ежедневно присоединять другие благие деяния. К примеру, к ежедневной обязательной пятикратной молитве можно привязать чтение Корана. Если взять на себя обязанность читать Коран до или после намаза, со временем это войдет в привычку и будешь чувствовать себя легко.
Также большим подспорьем в этом деле может стать уверенность в своих силах, противостояние собственной лени; нельзя умалять свои возможности. –« В этом нет ничего непосильного для меня, я не хуже тех, кто справляется с этим», — подбадривая себя такими словами, можно преодолеть значительную часть пути.
Аллаху Тагьаля тоже говорит нам: «А тех, которые стараются ради Нас, мы непременно поведем Нашими путями».(аль-Анкабут, 69).
Ты только поведай Аллаху (хвала Ему) о своем желании, и Он откроет тебе множество путей, то, что казалось неподъемной ношей, станет легким для исполнения. А когда ты почувствуешь сладость искреннего поклонения, все прелести этого мира уйдут в забвение!
Дошло до нас предание, как один праведный человек говорил: «Я работал над собой двадцать лет, чтобы приучить себя к ночному намазу, а после этого я 20 лет совершал ночные намазы, наслаждаясь их удивительной сладостью!».
Мы просим Великого Аллаха о помощи – в достойном поминании Его, в вознесении всеобъемлющей хвалы Ему, в поклонении Ему наилучшим образом, в достижении Его довольства, в следовании Его пути до последнего вздоха.