Убоимся Аллаха должной богобоязненностью; наше благо заключено в нашей богобоязненности, наша богобоязненность является залогом нашего спасения.
Община мусульман! Известно, что проще предотвратить болезнь профилактическими мерами, чем потом бороться с самой болезнью, которая постигает человека. Таким же образом проще обезопасить себя от греха, чем согрешив, бороться затем с последствиями этого греха.
Именно поэтому богобоязненные люди и выбирают первый вариант. Следуя этому методу, они проживают свою жизнь в довольстве Аллаха, и пользуются любовью и признанием окружающих.
Но выбрать этот правильный метод не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Это становится возможным только в том случае, когда досконально разбираешься в причинах, которые приводят к греху, что вынуждает человека совершать недозволенный поступок.
Прежде всего, человека подстрекает к греховному поступку его собственная душа, а вместе с ней усердствует еще и проклятый шайтан.
Значит, человеку надо спокойно поразмыслить над тем, каким образом душе, которую мы еще называем нафсом, удается склонить его к греху, что толкает его на негативные поступки?
Если мы сможем должным образом проконтролировать свою душу, то обязательно поймем, что все плохое, случающееся с нами, исходит от нас же самих. Мы поймем, что наше невежество превышает наши знания, поймем, что в наших душах содержится больше отрицательных качеств, чем положительных. Мы должны осознать, что та малость похвальных качеств души, нам дана милостью Аллаха, Свят Он и Велик.
Сам благородный Пророк صلى الله عليه وسلم просил Аллаха Всевышнего сохранить его от зла собственной души, и этой мольбой он начинал свои проповеди. А он является для нас наилучшим примером.
С другой стороны все негативные деяния нашептываются шайтаном, и мы должны уяснить себе его методы воздействия на нашу душу, чтобы обезопасить себя от его козней.
Из слов Ибн аль-Къайима رحمه الله явствует, что шайтан, приступая к человеку, сначала пытается склонить его к самому большому греху. Если это ему сразу не удается, он снижает планку, и таким образом шаг за шагом сбивает его с прямого пути.
Прежде всего, он пытается отлучить человека от религии — лишить его веры. И, когда ему удается достичь этого, эта личность становится для него безразличной. Он оставляет его, поговаривая: «достаточно ему его негативных качеств и без меня».
Но в случае, когда шайтану не удается лишить человека веры, он пытается внести в его служение какие-то чуждые элементы, недозволенные шариатом методы поклонения. Это то, что мы называем нововведениями.
Когда ему не удается склонить верующего человека к осуждаемым нововведениям, он заходит с другой стороны и начинает подстрекать его к совершению больших грехов. Шайтан разукрашивает человеку эти злодеяния, призывая его полагаться на прощение Аллаха.
Не получилось с большими грехами, но он и тут не сдается: на очереди у него малые грехи. А поддавшийся на наущения шайтана грешник успокаивает себя тем, что если он не совершает больших грехов, малые грехи Аллах простит ему по своей милости. И тем самым обездоливает себя.
Обездоливает, потому что, упорствуя в малых грехах, они незаметно для него становятся тяжкими. Человеку лучше будет оступиться большим грехом и жить в страхе и в покаянии за этот грех, чем он будет считать себя чистым и праведным и при этом не гнушаться совершения малых грехов.
«Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду», — говорит наш благородный Пророк صلى الله عليه وسلم. — Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!». (Ахмад).
В случае, когда раб божий не поддается и на малые грехи, шайтан пытается отвлечь его делами, за которые не полагается никакая награда, чтобы человек попусту растрачивал свое время.
И так, очевидно, что шайтан никогда не отстанет от человека и если кто-то надеется на это, он обманывает сам себя. Не настанет такое время. Наоборот, мы должны быть всегда начеку, постоянно думать о своем будущем, помнить о том, что этот мир преходящий, не забывать о том, что истинная жизнь нас ждет в другом месте.
Да хранит нас Аллах от зла наших душ и козней шайтана! Да простит нам Аллах прошлые грехи и да сделает Он наше будущее благословенным! Да поможет он нам совершать благие поступки, чтобы стать достойными Его наивысшей милости!