Хвала Аллаху, Господу миров! Мы воздаем Ему хвалу, выражая свою благодарность, просим Его о помощи, приносим Ему наши покаяния, обращаемся к нему с просьбой о прощении наших грехов.
Наши низменные души призывают нас к совершению злых дел, а злые деяния требуют от нас еще более тяжких грехов, и мы прибегаем к защите Единого Аллаха и просим Его указать нам правильный путь.
Община мусульман! Истина в том, что здоровыми людьми можно назвать не тех, у кого нет телесных недугов, а тех — кто обладает высоким нравом, у кого чистая душа и сердце, кто отличается благочестием в этом мире.
К примеру, скажем — что если человек, оказавшись в кругу людей, не может воздержаться от хулы, перемывает другим кости, старается унизить достоинство кого-то из присутствующих — то он нездоровый человек, а больной.
Когда он слышит одобрительные отзывы о ком-то, он меняется в лице, и тут же торопится найти в том человеке недостатки с тем, чтобы втоптать его в грязь, и не успокоится, пока не добьется своего. Это – болезнь.
При этом он будет оправдываться тем, что ничего не придумал сам, а говорит правду о нем. Это как раз тот случай, когда говорят, что «он занимается поеданием мяса людей», сплетничает за спиной брата. А если он будет говорить о таких чертах, которыми тот не обладает – это будет уже не только гьибой, а еще и поклепом: ведь он к сплетням добавил еще и ложь!
Однако, Аллах, Субхьанаху уа Тагьаля, все слышит и решает дело по справедливости. Проходит некоторое время, и у сплетника появляются те же черты, из-за которых он надсмехался над своим братом.
Вот он надсмехался над своим братом по вере, говоря о нем: не может управлять своей женой; не следит за ее одеждой; дети не приучены к религии, невоспитаны.
Но говоря по правде, этот брат старался исправить дело в меру своих сил, и не жалел для этого времени. Но разве мог он дать что-либо тому, кому Аллах не дает, или направить прямым путем того, кого Сам Аллах не желает вести?
Тот человек забывает о том, какова была жена Лота, несмотря на то, что он был пророком, забывает, каков был конец сына пророка Ноя.
Надо признать, что когда характер человека оставляет желать много лучшего, ему все видится словно в кривом зеркале. Такой человек желает, чтобы все были похожи на него, чтобы не порицали его одного.
Болен так же и другой, который заметив ошибки брата своего, выпячивает их, но если и с ним такое дело приключится, начинает оправдываться: — «никто не застрахован от ошибок». У него и сердце нечистое, и нрав недобрый.
Человек обязан неустанно работать над своим нравом. Но если он ленится прилагать к этому усилия для своего же блага, он начинает идти другим путем: тех, кто добились определенных результатов в работе над собой и достигли каких-то высот, он старается стащить вниз, и поселить в том же болоте, где находится он сам.
Однако эту ситуацию он воспринимает по – своему. Ему кажется, что болото, в котором он обитает, кристально чистое. А те, которые не желают разделить с ним это пристанище не чистые, грязные. Если человек говорит, что кто-то плохой, это значит, что он ставит себе оценку — « я хороший».
Но истина не в том, что он говорит, а в том, что Аллах говорит. И никто не в силах принизить того, кого возвысил Аллах, и точно так же никто не сможет возвысить того, кого унизил Аллах.
«Скажи: «О, Аллах, Владетель Царства. Ты даешь царство тому, кому тебе угодно; и отбираешь царство у того, у кого Тебе угодно; и возносишь Ты кого Ты пожелаешь; и низвергаешь, кого Ты пожелаешь. В руке Твоей – благо. Воистину, Ты обладатель власти над всеми вещами».
Община мусульман! Вполне вероятно, что в каждом из нас присутствуют эти нежелательные черты характера — в ком-то их может быть больше, а в ком-то меньше.
Если мы, слушая эти слова, не относим их к себе и полагаем, что это все говорится о сидящих рядом с нами – никогда наши дела не будут успешными, и мы не изменимся к лучшему.
Святой Коран является целителем и души, и тела. В нем можно найти аяты, исцеляющие и душу и тело. Но если ты берешь Коран и говоришь: — ага, вот там говорится о том человеке, и я скажу ему об этом; а здесь говорится об этом человеке и я дам ему знать об этом, — значит, ты обидел сам себя.
Умный человек озабочен своими проблемами, всецело занят своими недостатками, а недалекий человек берется решать чужие дела, на свои нужды у него не остается времени.
Коль скоро мы причисляем себя к мусульманам, давайте будем соответствовать этому званию. Давайте научимся замечать и признавать свои ошибки. А в том, что нам не нравится в других, постараемся увидеть по возможности какое — то благо!
Имам Шафигьий (да будет милость Аллаха над ним), говорит нам: «Кто желает для себя благо от Аллаха, пусть не думает о людях плохое!».
Община мусульман! Если нам предписано думать о деяниях каждого мусульманина только хорошее, то больше всего такого отношения к себе заслуживают люди, обладающие знаниями, те которые доносят религию Аллаха до уммы.
Потому что, если мы не будем почитать людей, обладающих знаниями, исчезает так же почтение к самим знаниям, носителями которых они являются. Люди перестанут их слушать и слушаться, а последуют за каким-нибудь невеждой.
Сколько греха берет на себя человек, который публично начинает осуждать ученого – богослова? И сколько греха достается тем, которые, присутствуя при этом, не выступают в защиту, а сидят молча, словно в рот воды набрали!
Пусть Аллах даст нашим делам благое направление! Мы просим Аллаха, давшего нам веру, наделить нас так же хорошим нравом! Мы уповаем только на Аллаха!