Община мусульман! Известно, что молитва – это один из столпов Ислама. Молитва служит мерилом всех других деяний человека. Она поддерживает все остальные виды нашего поклонения. Помимо этой огромной важности, которой Аллах, Свят ОН и Велик, наделил молитву, она содержит в себе еще некую сокровенную тайну, без которой она теряет свою значимость.
А тайна эта заключается в осознании молящимся рабом Аллаха, что он стоит перед Величайшим Господом, проявляя смиренность, уповает на Него, размышляет о Вечном Мире, куда ему предстоит вернуться. Именно такое состояние души молящегося человека и делает молитву молитвой.
«Воистину преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов». – говорит нам Аллаху Тагьаля. Да, они преуспели и в этом, и в будущем мирах, потому что только при таком благоговейном отношении к молитве можно извлечь из нее пользу для себя.
Разве сравняются двое – из которых один говорит: «Стану на намаз и исчезнут мои горечи, Аллах примет мои мольбы и смягчит мое сердце, оно станет чище и спокойнее», а другой воспринимает намаз как бремя, как неподъемную ношу?!
Сравнится разве деяние того, чья молитва, озаренная светом, поднимется вверх, обитатели неба будут рады ей и откроются врата небесные для ее принятия с деянием того, чья молитва будет брошена ему в лицо?!
Когда мы не привносим в наши молитвы эту тайну, они как бы ничего и не значат. Эта тайна является душой намаза, это — сама суть намаза. Без нее нет молитвы. Потому наш благородный Пророк صلى الله عليه وسلم говорит нам: «Человек выходит из намаза, получив только половину полагающейся награды, или только третью часть ее, или четвертую…», иногда даже «Только десятая часть бывает засчитана», — подчеркивает он.
Давайте послушаем, как разъясняет значение смиренности в намазе Гьумар ибн Хъаттаб (да будет Аллах им доволен): «У некоторых виски покрываются сединой, не совершив хотя бы один намаз перед Аллахом достойным образом!». – Когда у него спросили, как это может быть? – «Выполняя свои намазы без должной богобоязненности, не очистив свои помыслы от всего кроме Великого Аллаха, когда он стоит на намазе», — ответил он.
Выдающийся хадисовед Хьаммад ибн Салама делится с нами, как можно обрести такую богобоязненность, о которой мы говорим: «Сколько раз бы я не становился на намаз, перед моим взором встает пламя Ада!» — говорит он.
А еще интереснее высказывание Гьамира ибн Гьабд Къейса: «Я предпочитаю, чтобы в моих внутренностях ковырялись ножом, чем стоять на намазе с мыслями о мирских делах!».
Подобные им люди понимали ценность намаза и извлекали из своего поклонения должную награду, эти намазы стали для них поводом для их счастья.
Община мусульман! Пусть каждый из нас будет осторожным и внимательным в таком важном деле как совершение намаза. Призывайте детей и других членов вашей семьи к этому виду поклонения. Постарайтесь, чтобы ваши практические действия стали примером для них прежде ваших слов!
Давайте будем наставлять наших детей заветом, который оставил Мугьаз (да будет Аллах им доволен) своему сыну: «Сынок, когда становишься на намаз, думай о том, что это может быть твоим последним намазом, что после этого у тебя может не быть уже возможности молиться!».
Суфян ас-Саурий говорит: «Если бы ты видел Мансура ибн аль-Мугьтамира в намазе, ты бы подумал, что он сейчас испустит дух, настолько высокой была его богобоязненность перед Аллахом.
У одного праведного человека спросили: «Думаешь ли ты о чем-нибудь во время намаза?», — Да, ответил он, думаю о том, что я стою перед Аллахом, а затем меня ждет или Рай или Ад!».
Если мы сравним поклонение наших предшественников с тем, как мы сегодня исполняем намаз, может показаться, что мы вернемся не в ту вечность, куда они пойдут, и что мы вовсе и не нуждаемся в той награде, ради которой они вкладывали в намаз всю свою душу. К сожалению, наш сегодняшний подход к этому делу оставляет желать много лучшего.
Когда человек усердствует в намазе, это свидетельствует об его имане, его ждет впереди благо, он работает над тем, чтобы заслужить довольство Аллаха. А когда человек небрежен в своей молитве, пусть каждый четко уяснит для себя, что и другие виды его поклонения находятся не на должном уровне.
Давайте убоимся Аллаха должным образом, и очистим наши молитвы от всех недостатков и погрешностей. Молитва – это первое деяние, которое будет взвешено в Судный День. Если наши молитвы будут приняты, будут одобрены и другие наши дела, совершенные в земной жизни. В противном случае мы окажемся в числе потерпевших убыток.
Пусть услышанное слово пойдет нам на пользу! Пусть наши молитвы станут достойными свидетелями нашего почитания Всемилостивого Аллаха! Пусть каждый из нас найдет свою награду у Наищедрейшего Аллаха!