Наивысшей хвалы достоин только Великий Аллах, и мы возносим Ему свои благодарения, просим Его облегчить и устроить дела наши наилучшим образом, обращаемся к Нему с мольбами о прощении наших грехов, надеемся, что Он примет наши покаяния.
Свидетельствуем о единственности Аллаха Тагьаля, свидетельствуем также о пророческой миссии благородного Мухаммада صلى الله عليه وسلم.
Свидетельствуем о том, что Аллаху Тагьаля дал нам одну, общую для всех религию, и благородный Пророк صلى الله عليه وسلم призывал нас к единой религии, призывал нас быть одной сплоченной уммой и завещал нам жить, избегая разобщений и разногласий.
Сказал нам наш Великий Господь: «Воистину, эта община ваша – община единая, а Я – Господь ваш, так поклоняйтесь же мне». (аль-Анбия, 92).
Сказал так же и Пророк صلى الله عليه وسلم: «Будь в общине, ибо добычей волка обычно становится одинокая овца, отбившаяся от стада».
Эта наша религия основывается на таких принципах, как единство, братство, взаимная поддержка и согласие между членами уммы. Эти же принципы лежат в основе многих религиозных предписаний.
А для того, чтобы достичь конечную цель этих предписаний, необходимо обладать достаточными религиозными знаниями или стараться обрести эти знания.
Таковыми знатоками основ религии мы можем считать себя только в том случае, если мы достаточно хорошо разбираемся в текстах Корана и Сунны. Но если мы не можем блеснуть подобной эрудицией, нам остается только одно – доверять тем, кто осведомлен в этих вещах лучше нас и быть послушными им.
Для того чтобы понимать значение и смысл текстов Корана и Сунны, недостаточно поверхностного ознакомления с ними. Есть знатоки, глубоко изучившие эти писания, умеющие сопоставлять аяты и хадисы, сравнивать заключенные в них ценности с повседневной жизнью людей, подходящие к толкованию этих текстов взвешенно, с осторожностью, умеющие предвидеть и пользу и вред. Именно к ним нужно прислушиваться.
Иначе, желая достигнуть довольства Аллаха, мы можем удовлетворить происки шайтана, стремясь к тому, чтобы неукоснительно придерживаться Сунны, может оказаться так, что фарды не будут соблюдены, призывая людей к единому мнению, мы можем внести сумятицу в привычные для них обряды поклонения и они могут лишиться и того малого, чего сумели достичь на сегодняшний день.
Именно результатом подобного неразумного подхода к делу явилось положение, сложившееся в нашем регионе накануне прошедшего праздника разговения, вызвавшее большие разногласия среди людей.
Одно село праздновало окончание поста, а другое еще постилось; одна семья праздновала окончание поста, а другая продолжала пост, более того, в одной семье один брат еще постился, а другой уже праздновал…
Разве это не возмутительно?! Соответствует ли такое положение нашей прекрасной религии? Будет ли доволен Великий Аллах такими действиями? А не кажется ли нам, что мы тем самым обесценили нашу совершенную религию?
Праздник может называться всеобщим праздником только в том случае, когда вся община принимает в нем участие. Именно в этом и заключается суть этого мероприятия. Своим отношением к этому дню, все мусульмане показывают, что они едины, братья и единомышленники.
Поэтому и говорит благородный Пророк صلى الله عليه وسلم: «Вступайте в пост вместе с народом, и закрываете его также вместе с народом!». (Тирмизий, Абу Дауд, Бейхэкъий).
Говоря иначе, началом поста может считаться только тот день, когда большинство населения вступает в него, то же самое относится и к празднику разговения.
Далее, если мы вознамеримся вникнуть более детально в этот вопрос, то большинство улемов согласны с тем, что если на нашей планете в каком-либо одном регионе засвидетельствовали рождение молодого месяца, на всех остальных территориях мусульмане обязаны приурочить свой праздник к этой дате.
Такое решение принимается с той целью, чтобы все мусульмане отмечали свой праздник в один и тот же день.
Но на практике никогда это не осуществлялось, даже во времена праведных халифов. И каждая провинция придерживалась своего видения.
Выдающийся ученый — богослов Такъиюд-Дин ас-Субкий пишет: «Ни при Гьумаре ибн Хъаттабе, ни при других халифах не было обычая посылать письменное оповещение о появлении молодого месяца в другие территории. Если бы это было обязательным условием, они непременно соблюдали бы его, учитывая их ревностное отношение к религии». «аль-Гьильм аль-Маншур», 15).
Однако у нас находятся такие личности, которым кажется, что они превосходят этих великих имамов и праведных сахабов и умом и стремлением к чистой вере.
Нет у нас недостатка в тех, кто, услышав где-то какую-то весть, они спешно доносят ее до нас и распространят смуту среди мусульман.
Что им мешает в первую очередь обратиться за советом по поводу полученной им вести к знающим людям, к имамам? Но, к сожалению, они слепы к предписаниям Корана.
В Коране приводится в суре «Женщины», что тот, кто получив какое-то важное известие, делает его достоянием народа, прежде чем посоветуется с людьми наделенными властью, обладает чертами лицемера.
Да, это черта лицемера, потому что распространение таких известий чревато большими неприятностями для мусульман. А на такое деяние, влекущее за собой большой вред для мусульман способны только лицемеры.
Мы в данном случае воздерживаемся называть этим недостойным мусульманина именем виновных в том , что случилось у нас, но у них появился серьезный повод для того, чтобы задуматься над собой.
Интересно то, что они намазы свои читают за имамом, для заключения брака приглашают имама, застопорились дела – тоже идут к имаму. Но как только дело доходит до поста, они чудесным образом сами превращаются в имамов и стараются их подчинить себе!
Вторая хутба
Община мусульман! Относительно определения начало нового месяца существует и другое мнение ученых. Они предлагают положить в основу расчета лунного года метод ученых-астрономов.
Среди мусульманских ученых насчитывается немало кто придерживается этого мнения. И этот метод давно имеет место быть и уже нельзя его игнорировать, более того, дело развивается таким образом, что в будущем этот подход к расчету начала и конца месяца может стать приоритетным.
Пока мы не будем готовы принять умом этот метод, будет еще немало споров, но в какой-то момент обе стороны спорящих придут к единому мнению. Коль скоро существует уже этот метод расчета, и есть ученые, согласные с ним, почему наш местный ученый совет не может принять решение положить его в основу расчета?
При условии, когда к одной проблеме имеются различные подходы, и нет возможности совместить их, остается один выход: облаченный властью служитель должен отдать предпочтение одному варианту, а другие отклонить.
Таким образом решают проблемы ученые, таким образом рассуждают обладающие знаниями, а мы, полагая, что творим добро, запутываем дела, ссылаясь на Коран и Сунну творим то, что недостойно человека, наделенного разумом!
Шейх аль-Альбаний, да будет милость Аллаха над ним, пишет по поводу этой проблемы: «Мой взгляд на начало и завершение поста: до тех пор, пока все мусульманские общины не придут к согласию: в каждой стране (государстве) все живущие на ее территории люди должны поститься в период, установленный для поста в этой стране, не допуская, чтобы разделившись, одна часть ее жителей постилась со своей страной, а другая часть – с другой страной…». «Тамам аль-Минна», 398.
И Ибн Баз, и Ибн Гьусеймин и многие другие ученые выражают такое же мнение: в пределах одного региона люди должны приходить к согласию, следовать решениям, принятым знающими людьми.
Молим Аллаха Тагьаля направить нас на верный путь, вывести нас из тьмы к свету, да позволит Он нам вершить только те дела, которые ему угодны, да приведет Он нас к согласию, убережет умму от смуты!