Язык сайта

Адыгэбзэ  Русский

Когда дела опережают знания

16.03.2015
Просмотров 2 011
MP3-русский (2.95 Мб)

Самой полной и совершенной хвалы достоин только наш Великий Господь, и мы возносим Ему наши славословия. Просим Его о помощи и прощении наших грехов, надеемся, что Он сделает нашим уделом покаяние перед Ним.

Просим  о Его благословении и приветствии  для нашего благородного Пророка, его семьи и сподвижников, и для всех приверженцев Его религии.

Община мусульман!  Когда Аллаху Тагьаля желает облагодетельствовать человека, Он наделяет его знаниями,  — а добро, заложенное в этих знаниях, и степень веры уравновешиваются так, что одно не превышает другое.

Но бывает так, что у незадачливого человека количество дел превосходит его знания и в его действиях появляются излишества, он отходит от Сунны и увязает в нововведениях, более того появляется риск вообще выйти из веры.

Если мы посмотрим на практику предшествовавших нам сахабов, да будет Аллах ими доволен, служивших лучшим примером в религиозном служении, то увидим, что их знания и действия были соразмерны, практические дела их соответствовали вере, которую они хранили в своих  сердцах.

Они хорошо понимали ценность знаний, а также задачи, для выполнения которых служат знания. Человек приобретает знания не для забавы, или для возможности поспорить, или же гордиться ими перед окружающими. Знания нужны для того, чтобы претворять их в жизнь, чтобы с их помощью готовиться к Вечной Обители.

Такими были правоверные сахабы, потому что у них было истинное понимание религии, над ними не властвовали страсти и прихоти.

Поэтому Ибн Гьумар, да будет Аллах ими обоими  доволен, изучал суру «аль-Бакра» в течение восьми лет, а его отец Гьумар работал над этой сурой более десяти лет.

Они  обладали настолько хорошей памятью, что были способны выучить наизусть суру «аль-Бакара» за несколько недель, даже дней. Но для них не это было важно, важно было понимать смысл заученного, вникать в причины ниспослания аятов, сделать суть  писания основой своей жизни, а на эту задачу уходило немало времени. 

Хоть и было потрачено немало времени, но это время не пропало даром. Благодаря тому, что они так взвешено и с умом подошли к религии, в течение всей их жизни эти знания приносили им пользу. Что бы ни происходило с ними, они знали, как относиться к этим событиям, и как вести себя в этих обстоятельствах.

Гьабдур-Рахьман  ас-Суламий, да будет Аллах милостив к нему, (он из числа тех, кто видел сахабов), рассказывает: «Те, от которых мы получили Коран (имеются ввиду сахабы) говорили нам: после того, как они выучивали десять аятов, они воплощали в жизнь все знания, заключенные в этих аятах и только затем принимались за следующие десять аятов. Благодаря этому мы стали обладателями и знаний и практических дел на основе этих знаний. Но после нас этот Коран попадет в руки одной из групп людей, которые будут читать его, словно пьют воду, но прочитанное не пойдет дальше их глоток».

Праведные сахабы укрепляли свою веру  и совершенствовали свой нрав после чтения даже одного аята, разбирая один хадис, выслушивая одно наставление, это было образом их жизни. Знания,  вера, нрав и дела текли у них в одном русле.

Однако у  большинства из тех, кто были после них, дела пошли навыворот: кто-то был богат знаниями, но это не подтверждалось его нравом, у кого-то было много деяний, но сказывался недостаток знаний.

Вот к этой последней группе относится как раз проклятый Ибн Мульджим, от рук которого погиб сахаб Гьалий, да будет Аллах им доволен. Он убил этого благородного человека, полагая, что заслужит награду за свое деяние и станет обитателем Рая.

Убил того,  кто первым из юношей принял эту религию, одного из десяти сахабов, которым еще при жизни был обещан Рай, зятя благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Гьалийя, полного знаний и мужества,  одного из лучших людей, живших в этом мире.

Но чтобы отдать должное все этим достоинствам, надо же было знать о них?! Нет, до него дошла какая-то весть, не понравившаяся ему и он, не давая себе труда разобраться и доискаться до причин, не находя в себе сил смириться, пошел и поступил с ним хуже зверя. При этом он еще был убежден, что заслужит награду.

 

А ведь этот Ибн Мульджим  читал Коран и более того, обучал ему других, но у него не было достаточных знаний для толкования аятов Корана и для правильного применения знаний, заключенных в них. Он был из числа тех, о ком говорят: «Его дела опережают его знания».

Это был день пятницы и месяц поста. Гьалий, да будет доволен им Аллах, вышел к людям, чтобы совершить с ними утреннюю молитву, и тут этот проклятый нанес ему удар в спину. Как он ответит завтра перед Аллахом за это деяние?!

Такова власть наваждения над человеком! Накапливается в сердце, застилает глаза, человек теряет способность понимать и видеть вещи в ясном свете. Самое лучшее  дело превращается в самое худшее, а самое верное слово может стать ложью.

Да наделит нас Аллах способностью видеть правду и следовать ей, увидеть ложь и сторониться ее. О, Аллах, позволь нам жить в истине и призови нас к Себе в числе праведников!